От Редакции Карловчанина :

 

Как православный христианин, как художник и как глубоко русский человек, Вадим Петрович Виноградов с безутешным отчаянием смотрит на нравственный уровень русского народа. Вряд ли утешит его знать, что на Западе ничуть не лучше обстоит дело в этой области, но согласимся с ним ... кому больше дано, с того больше спросится.

В.П. Виноградов невольно вспоминает Достоевского, для которого русский народ — народ Богоносец, будь он даже мало богословски начитанный, но Христа носит он в своём сердце и живёт идеей Православия. Немного более ста лет назад Достоевский мог ведь ещё писать : «Вся Россия для того только и живет, чтобы служить Христу и оберегать от неверных все вселенское Православие».

После таких высоких дум стоит вернуться к печальной действительности сегодняшнего дня, чтобы задать себе недоуменный вопрос — как такое могло произойти ? ... Большевицкая революция может конечно многое объяснить, но далеко не всё. .

Не идеализируя русское прошлое, надо всё же признать, что не случайно Россия была названа Святой Русью. Оговоримся сразу : не от того, что все люди были святые и всё было розово, но даже глубокие грешники сознавали  свою греховность, мучились ею, так как несмотря на падения идеалом их была святость. В этом, страна наша заслуживала быть названной Святой Русью. Народ знал страх Божий. И тут тоже необходимо объяснить это понятие, чтобы избежать неправильного смысла этого столь в старину знакомого русскому духу чувства. Можно ли бояться Бога, Который есть абсолютная Любовь ? Нет, конечно : иметь страх Божий, это жить осмотрительной жизнью, это постоянно осознавать Божие присутствие.

Сейчас ориентиры круто поменялись и мало для кого святость является ещё идеалом. Сегодня в силе иные понятия : вседозволенность, толерантность, распущенность, безразличие, безсовестность. Идеалом сегодня служит западный образ жизни. Преподобный Иустин Попович мудро писал, что Запад похваляется человеком, а Достоевский Богочеловеком. Тут если не всё, то многое сказано.

На самом деле, образовательный уровень народа сегодня значительно выше, нежели в XIX веке. Неизмеримо большее количество людей примыкают к разным видам науки, но Христа не знают и в сердце Его не имеют. В старой России народ был тёмный, неграмотный, зато питался житиями святых и наизусть знал «Господи и Владыко живота моего», а в этой молитве говорил Достоевский — вся суть христианства, весь его катехизис.

С невежеством следует безусловно бороться. Культура сама по себе ничего плохого не имеет, наоборот. Но для христианина опасно и вредно, когда она становится самодовлеющей, самоцелью. Сейчас в России идёт большой спор : власти решили ввести в школах преподавание основ религиозных культур и светской этики. Казалось бы только радоваться можно, что после 70-летнего внедрения безбожия в умы и сердца народа, после леденящей духовной засухи, предлагается такое открытие умов молодёжи, что может только быть положительным. Главное — хоть что-то услышат они о Православии. Но в этом именно есть и обратная сторона : представлять Православие, не как живую веру, а в общих чертах наравне с другими верами и религиями, вряд ли приведёт много людей к Истине Христовой, зато может привести людей к чувству равноценности всех вер и религий.

Оговоримся — и в этом есть своя заслуга : знакомство с другим, с чужим, может уменьшить число бритоголовых, или наоборот лохматых, экстремистов, своей глупостью и ненавистью позорящих русское и православное имя, что не должно однако затмевать у русской молодёжи сознание истинности Православия и любви Христовой веры.

В апостольских словах «Всё мне позволительно, но не всё полезно» (I Кор. VI, 12) кроется вся философия жизни христианина. Слова эти являются мудрейшим изречением христианского учения и прямо указывают на единственный спасительный узкий путь. Человек Богом создан свободным, но в перспективе будущей вечной жизни эта свобода является тяжёлым внутренним крестом. Помятуя о вечности, христианин должен иметь перед своим взором образ Креста, символизирующий мерило, на чаши которого на Страшном Суде будут полагаться добрые и злые плоды, накопленные в течении жизни человека.

 

Протодиакон Герман Иванов-Тринадцатый

 

 

НЕ ВСЕ ПОЛЕЗНО

 

Ф.М. Достоевский в 1871 году дал определение сути русского народа : «Говорят, русский народ не знает Евангелия. Это так. Но Христа он знает. И любит Его всем сердцем, и готов за него отдать свою жизнь».

Теперь 2011 год. Продолжает ли русский народ оставаться таким, каким открылся он Феодору Михайловичу Достоевскому? Никак!

Сегодня русский народ в силу всеобщего образования частично, может быть, и знает о Евангелии. Но Христа он уже не знает. И совсем не из-за 70-ти летнего лихолетия атеизации, как уверенно заявляют сергиане. А из-за самого духа времени, принятого русским народом от бывшего некогда христианским Запада, в котором Господь Христосъ заменен знаниями, наукой, культурой, в котором люди заняты своим обоготворением. Вот, и русский народ, приняв всё это, утратил знание Христа, а вместе с этим и любовь к Нему. Ведь, почему ныне возможно, например, сергианскому монаху Рыбко в телевизионном ток-шоу говорить о нужности православному знания ислама? А только по одной причине – из-за отсутствия любви ко Христу! Ибо, уж ежели кого любишь, то к другому не побежишь. Вотъ, кто возлюбленный мой, кто другъ мой, дщери Iерусалимскiя! ... Я принадлежу возлюбленному моему, а возлюбленный мой мне; Он пасетъ между лилiями. (Песн. Песн. V, 16 ; VI, 3). И уж, при такой любви не побежишь любодействовать ни с какой другой религией. А вот, если любви не имеешь, то, конечно, будешь интересоваться всем на свете. Экуменический духъ – это, когда нет любви к Господу Христу. В сущности, экуменический духъ – это духъ прелести. В прелести пребывает ныне русская интеллигенция. Она всё знает вплоть до ислама. А вот Христа … не знает. И это свое незнание Христа через диавольское средство оболванивания народа – телевидение передаёт и народу. Передаёт очень легко : просто о Христе ничего не говорит, не замечает Его, для неё, интеллигенции, да, Христа нет. Он затерялся где-то в истории.

«Может ли это заблудшее, самое заблудшее в истории, поколение вернуться когда-нибудь к истине и чести?» спрашивает нынешнее поколение русских святитель Николай Сербский, и сам отвечает : «Может. А когда это произойдёт? Это произойдёт тогда, когда тысячи газет, тысячи передач на радио и телевидении будут ежедневно помещать похвалы во славу Христа Бога нашего. Пастыри и старейшины народные оставили Христа Бога, как вечно свежий и здравый источник воды, и начали по примеру еретических и безбожных народов, копать сухие колодцы и собирать дождевую воду. Сухие колодцы они назвали культурой и цивилизацией, или наукой, или модернизмом, или прогрессом, или модой, или спортом и так далее.

И вот грешные и мрачные люди отреклись от Христа, вечно Живого и Животворящего, а вместо Него выдвинули культуру. Выдвинули, значит, несчастные, что-то изменчивое и преходящее – пестрое, как гадюка обыкновенная, навязчивое, как блудница, жестокое, как дикий вепрь, хищное, как лисица, кровожадное, как волк».

Но ведь, изучать другие религии и всё иное призывает не только шоу-монах Рыбко. На нашей титульной картинке представлены современные дамы. Сколько ныне молодых жен, “обретших свободу”, научают ныне изучать и другие религии, попав под влияние нового школьного предмета “Основ культуры религий и светской этики”. С разными религиями, кое-кто из них уже и познакомился. А вот, вопроса апостола Павла: Разве разделился Христосъ? (1 Кор. I,13) этого вопроса милые дамы даже не слышали. Изучать готовы все религии, а о Православии, к которому себя причисляют, знают, ой, как мало. И вот, теперь призывают и к познанию всех религий. А почему призывают? А потому, что предостережением апостола Павла: Все мне позволительно, но не все полезно (1 Кор. VI.12) – давно пренебрегают.

 

Вадим П. Виноградов